Skip links

Каяк – маломерное гребное судно, привлекающее своей маневренностью и проходимостью. Особый интерес вызывает у любителей водных прогулок, экспедиций, поклонников рыбалки, охоты и экстремальных сплавов. Однако, каяк – наиболее требовательное к технике управления плавсредство. Чтобы владеть ситуацией на бурной воде, необходимо научиться управлять каяком на спокойной воде.

Введение в каякинг

Каяк не отличается устойчивостью и любой поток может перевернуть лодку. Для начинающего гребца есть 2 ключевых момента – равновесие и работа с веслом.

Техника управления каяком

Посадка в каяк с причала и с берега

Идеальная ситуация посадки в каяк – песчаный берег. Тут достаточно сесть в лодку на суше и отталкиваться руками, пока она не окажется в воде.
Посадка в каяк с низкого причала имеет определенный алгоритм действий:

  • Судно находится на плаву боковой стороной параллельно причалу;
  • Стоя на причале лицом по направлению движения лодки, располагаем одну руку на причале, другую (которая ближе к лодке) на центре козырька кокпита;
  • Ногу (ближнюю к каяку) ставим в кокпит строго по центру лодки. Вес тела при этом остается на руке (на причале);
  • Заносим вторую ногу в каяк, оставляя центр тяжести на руке;
  • Аккуратно садимся на сиденье, вытягиваем ноги до пяточных упоров;
  • Берем весло и отпускаем руку от причала.

Посадка в каяк с берега:

  • Зайдите в воду, чтобы каяк был на плаву даже при полной загрузке;
  • Стоя на дне водоема сбоку от лодки, положите обе руки на край кокпита (самую ближнюю точку к носу), занесите одну ногу в кокпит, оставляя весь вес тела на руках;
  • Удерживая свой вес руками, занесите вторую ногу в лодку;
  • Вытяните первую ногу в кокпите, опустите таз на сиденье;
  • Возьмите в руку весло и начинайте движение.

Как держать крен

Крен – поворот лодки вокруг ее продольной оси. Важно уметь контролировать и управлять креном. Это особенно пригодится при плохой погоде, сильном боковом ветре, больших волнах. Крен, как один из способов поворота лодки, задается движением бедер. При крене каяк придется ставить на одно ребро. Поэтому, учиться этому лучше на спокойной воде.

При удержании крена корпус должен всегда оставаться в положении перпендикулярном поверхности воды. Расслабляя верхнюю часть тела и поясницу, позволяйте каяку свободно накреняться, удерживая при этом корпус строго вертикально.
Простое упражнение: на мелководье сядьте в каяк и раскачивайте его бедрами, упираясь в бедренные упоры. Задача: перемещать туловище, сохраняя его перпендикулярное к воде положение.

Техника управления каяком

Основы гребли

Гребля на каяке имеет определенную технику, которой стоит придерживаться не только в спорте, но и на прогулке, рыбалке.

Как держать весло

Весло должно иметь длину, равную расстоянию от пола до загнутых пальцев вытянутой вверх руки. При большом росте весло может быть короче, при маленьком – длиннее на 10 см.

Правильный хват весла: положите весло на голову, держа обеими руками верхним захватом. Согнутые в локтях руки должны образовывать угол в 90. При таком положении рук кисти оказываются над локтями. Более узкий или широкий хват неправильно распределяет мышечную нагрузку, гребля становится не столь эффективной.

Весло удерживается свободной кистью, запястье при этом не шевелится. При управлении каяком одна рука является ведущей. Она фиксируется на весле, не допуская его проворачивания. Другая рука осуществляет довороты весла, чтобы лопасти каждый раз входили в воду под углом 45 к поверхности воды. Оптимальное использование групп мышц обеспечивает правильное расположение весла – на уровне груди.

Прямой и дуговой гребок

Прямая гребля – техника, которая заставляет каяк продвигаться вперед. Именно этот важный элемент занимает большую часть времени на воде.

При прямом гребке лодка проталкивается вперед усилиями корпуса и ног, а не рук. Чтобы совершить гребок, нужно рабочее плечо увести вперед, а противоположное назад. Захватив веслом воду, верните корпус в исходное положение, протолкнув этим движением весло сквозь толщу воды. В момент погружения лопасти в воду рабочая рука выпрямлена, другая рука согнута в локте и находится на уровне виска. На выходе весла из воды кисть рабочей руки оказывается около борта каяка. Из этого положения совершается следующий гребок. Каждый новый гребок начинается у носа каяка и заканчивается у задней части кокпита.

Дуговой гребок используется для вращения или поворота каяка в нужном направлении, сохраняя скорость движения лодки. Чтобы его сделать, поместите весло в воду и выполняйте движение по большой дуге от носа к корме. Разворот осуществляется поворотом корпуса, руки только держат весло. Такое движение весла придает вращательный момент, в отличие от прямого. Все действия медленные и плавные, каяк не должен накреняться вбок.

На бурной воде дуговые гребки обычно совмещают с другими техниками. При любых маневрах необходимо следить за положением каяка, производя коррекцию курса.

Подруливание с кормы

Весло можно использовать в качестве руля для поворота движущегося каяка на небольшой угол. Во время движения по прямой, развернув корпус в сторону, погрузите лопасть весла у кормы вертикально в воду. Чуть отведите его от кормы. Почувствуйте, как лодка разворачивается в эту же сторону.

Если при тех же условиях лопасть привести к корме, а не от нее, то лодка развернется в противоположном направлении. Так можно управлять каяком, обеспечивая его поворот на несколько градусов.

Опоры и перевороты

В ситуации выхода из равновесия нужно немедленно создать опору. Для этого тыльной стороной лопасти весла быстро ударьте по поверхности воды напротив кокпита. Весло располагается почти горизонтально. Вода оказывает сопротивление веслу и создает опору. В этот момент движением туловища и бедер восстанавливаем равновесие каяка.

Поставить перевернутый каяк на ровный киль поможет эскимосский переворот. Владение его техникой позволяет чувствовать себя уверенно, не бояться переворотов, а в случае оверкиля гребцу не придется тратить время и силы на залезание обратно в каяк, удаление воды из кокпита.

Суть эскимосского переворота: в момент раскачивания каяка и угрозы его переворота, не нужно пытаться восстановить равновесие, наоборот, наклониться в сторону крена, усилить движение, нырнуть и рывком бедер вынырнуть с противоположной стороны, восстановив лодку на поверхности воды. Важно, чтобы голова выходила в последнюю очередь из воды, иначе лодка так и останется в перевернутом положении.

В реальной ситуации эскимосский переворот должен выполняться автоматически и достаточно быстро. Для этого нужно тренироваться сначала в бассейне, затем на открытой воде. Сейчас существуют различные клубы каякеров, где можно совершенствовать этот навык и пройти полное обучение гребле под руководством инструктора. В Каякер-клубе опытные тренеры помогут сформировать правильную механику эскимосского переворота и достичь заметных результатов в этом важнейшем приеме.

Техника безопасности

Выход судна в любую акваторию подразумевает соблюдение техники безопасности на воде. Занимаясь каякингом, вне зависимости от опыта гребца, важно придерживаться некоторых правил.

  • Весь экипаж должен находиться в спасательных жилетах;
  • Управление каяком в состоянии алкогольного и наркотического опьянения запрещено;
  • Отправляясь в плавание, изучите прогноз погоды, обращая внимание на скорость ветра. От этого будет зависеть высота волн;
  • При выборе маршрута учитывайте свои силы и уровень подготовки;
  • Соблюдайте правила навигации вод, двигайтесь за пределами фарватера;
  • В ночное время зажигайте ходовые огни;
  • Всегда берите с собой нужные вещи: запасное весло, трюмный насос, аптечку, средства для подачи сигналов бедствия (свисток, фонарь и т.п.), ремкомплект, флягу с водой;
  • Пользуйтесь юбками для каяка, чтобы предотвратить попадание воды в кокпит;
  • Всегда соблюдайте безопасную дистанцию на воде, не приближайтесь к другим судам;
  • Обязательно обучитесь приемам самоспасения.

Источник: https://kayaker.ru/blog/item/tekhnika-upravleniya-kayakom/